Главная » Статьи » Инновационная деятельность » ИКТ и здоровьесбережение |
Рациональная организация урока с позиции здоровьесбережения (автор Изместьева Т.В.)
Областной "Форум инноваторов"
Рациональная организация урока с позиции здоровьесбережения
«Не школа преобразовывает жизнь, а, напротив того, жизнь создает для себя школу, приспосабливает ее к своим потребностям и стремлениям». Это слова русского критика, философа-материалиста Д.И. Писарева, которые были произнесены еще 150 лет тому назад, но как точно и актуально они звучат в наше время.
И действительно, условия жизни диктуют свои правила и нормы. Обществу требуются образованные, конкурентоспособные люди с широким кругом интересов, способностей и возможностей. Вследствие чего, современная школа постоянно стремится расширить свое образовательное и воспитательное пространство во всех направлениях. В априори, после таких действий, общество должно быть довольно, но в реальности, приходиться констатировать - здоровье будущего нации под угрозой. Медицинские мониторинги показали: в течение последних лет прослеживается увеличение числа хронических заболеваний учащихся среднего и старшего звена, снижение иммунитета у младших школьников, рост пропусков уроков и освобождений от уроков физической культуры по причине болезни. Перед детьми и их родителями порою стоит проблема выбора: быть здоровым или умным? Конечно, такая постановка вопроса очень утрированная, но факт остается фактом. Тем более что возникает другой извечный вопрос «Что делать?». Замечательный педагог В.А.Сухомлинский писал: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…”. На данный момент, забота о здоровье ученика на уроке обрела оболочку в виде здоровьесберегающих технологий, которые призваны, всеми доступными средствами и способами, обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе. А так же, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. С другой стороны, здоровьесбережение - это совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью его участникам. При этом обязательно выполнение следующих условий (по М.М.Поташнику): 1. Учет индивидуальных особенностей детей; 2. Получение оптимальных результатов обучения при минимально необходимых затратах времени и сил учащихся; 3. Обеспечение и поддержание благоприятного морально-психологического климата в классном коллективе; 4. Обучение ребенка самостоятельной собственной защите от стрессов, обид, оскорблений. Хочется немного остановиться на базовых критериях здоровьесбережения, которые могут служить основой для составления рационально организованного урока: • Число видов учебной деятельности учащихся должно составлять от 4 до 7. Это может быть устный опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, работа с наглядными пособиями, решение задач и т.д. Продолжительность каждого вида не должна превышать 10 минут, увеличение данного времени способствует быстрому утомлению школьников; • Число видов преподавания – не менее 3-х, с чередованием не позже чем через 10-15 минут. Виды преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д.; • Чередование поз учащихся должно быть в соответствии с видом учебной деятельности (наблюдение за посадкой, осанкой учащегося). Это позволяет снять лишнюю нагрузку на позвоночник, в противном случае существует возможность искривления позвоночника и развития сколиоза; • Обязательно наличие на уроке 2- 3 –х эмоциональных разрядок: шутка, улыбка, поговорка, афоризм и т.д. А так же, комфортный психологический климат, наличие сотрудничества между учителем и учениками, учет возрастных особенностей детей; • Наличие оздоровительных моментов на уроке: физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек. За урок допускается 1-2 таких момента по 3 легких упражнения с 3-4 повторениями каждого. Так же, нельзя забывать и о выполнении рекомендаций СанПин: освещенность класса, температурный режим помещения и его проветривание, уровень шума, место и длительность применение ТСО и др. Формирование навыков здорового образа жизни и культуры здоровья, обязательно должно быть включено в постановку воспитательной задачи при проведении каждого урока. В качестве примера применения выше обозначенных пунктов приведу план открытого урока в 8В классе (КРО), который состоялся в рамках семинара директоров школ ЗАТО Северск по теме: «Здоровьесберегающие технологии обучения в современных условиях». Скачать план урока Изместьева Т.В.
| |
Просмотров: 3405 | |
Всего комментариев: 0 | |