.
г. Северск
Главная » Статьи » Инновационная деятельность » ИКТ и здоровьесбережение

Рациональная организация урока с позиции здоровьесбережения (автор Изместьева Т.В.)
Областной "Форум инноваторов"
 
Рациональная организация урока с позиции здоровьесбережения
 
     «Не школа преобразовывает жизнь, а, напротив того, жизнь создает для себя школу, приспосабливает ее к своим потребностям и стремлениям». Это слова русского критика, философа-материалиста Д.И. Писарева, которые были произнесены еще 150 лет тому назад, но как точно и актуально они звучат в наше время.
     И действительно, условия жизни диктуют свои правила и нормы. Обществу требуются образованные, конкурентоспособные люди с широким кругом интересов, способностей и возможностей. Вследствие чего, современная школа постоянно стремится расширить свое образовательное и воспитательное пространство во всех направлениях.
     В априори, после таких действий, общество должно быть довольно, но в реальности, приходиться констатировать - здоровье будущего нации под угрозой. Медицинские мониторинги показали: в течение последних лет прослеживается увеличение числа хронических заболеваний учащихся среднего и старшего звена, снижение иммунитета у младших школьников, рост пропусков уроков и освобождений от уроков физической культуры по причине болезни. Перед детьми и их родителями порою стоит проблема выбора: быть здоровым или умным? Конечно, такая постановка вопроса очень утрированная, но факт остается фактом. Тем более что возникает другой извечный вопрос «Что делать?».
     Замечательный педагог В.А.Сухомлинский писал: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…”. На данный момент, забота о здоровье ученика на уроке обрела оболочку в виде здоровьесберегающих технологий, которые призваны, всеми доступными средствами и способами, обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе. А так же, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. С другой стороны, здоровьесбережение - это совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью его участникам. При этом обязательно выполнение следующих условий (по М.М.Поташнику):
1. Учет индивидуальных особенностей детей;
2. Получение оптимальных результатов обучения при минимально необходимых затратах времени и сил учащихся;
3. Обеспечение и поддержание благоприятного морально-психологического климата в классном коллективе;
4. Обучение ребенка самостоятельной собственной защите от стрессов, обид, оскорблений.
     Хочется немного остановиться на базовых критериях здоровьесбережения, которые могут служить основой для составления рационально организованного урока:
• Число видов учебной деятельности учащихся должно составлять от 4 до 7. Это может быть устный опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, работа с наглядными пособиями, решение задач и т.д. Продолжительность каждого вида не должна превышать 10 минут, увеличение данного времени способствует быстрому утомлению школьников;
• Число видов преподавания – не менее 3-х, с чередованием не позже чем через 10-15 минут. Виды преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д.;
• Чередование поз учащихся должно быть в соответствии с видом учебной деятельности (наблюдение за посадкой, осанкой учащегося). Это позволяет снять лишнюю нагрузку на позвоночник, в противном случае существует возможность искривления позвоночника и развития сколиоза;
• Обязательно наличие на уроке 2- 3 –х эмоциональных разрядок: шутка, улыбка, поговорка, афоризм и т.д. А так же, комфортный психологический климат, наличие сотрудничества между учителем и учениками, учет возрастных особенностей детей;
• Наличие оздоровительных моментов на уроке: физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек. За урок допускается 1-2 таких момента по 3 легких упражнения с 3-4 повторениями каждого.
     Так же, нельзя забывать и о выполнении рекомендаций СанПин: освещенность класса, температурный режим помещения и его проветривание, уровень шума, место и длительность применение ТСО и др. Формирование навыков здорового образа жизни и культуры здоровья, обязательно должно быть включено в постановку воспитательной задачи при проведении каждого урока.
     В качестве примера применения выше обозначенных пунктов приведу план открытого урока в 8В классе (КРО), который состоялся в рамках семинара директоров школ ЗАТО Северск по теме: «Здоровьесберегающие технологии обучения в современных условиях».

Скачать план урока
 
 
Изместьева Т.В.
МБОУ "СОШ №90"
2010 г.
Категория: ИКТ и здоровьесбережение | Добавил: Strelko (21.07.2014)
Просмотров: 2838 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Полезное
Сетевой город Методсовет Журнал «Здоровье Школьника» Игры, ребусы, загадки Россия - без жестокости к детям!
Хостинг от uCoz // Татьяна Изместьева © 2012 - 2019