.
г. Северск
Главная » Статьи » Инновационная деятельность » Самоанализ учителя

Самоанализ педагогической деятельности
Самоанализ педагогической деятельности
учителя математики МБОУ «СОШ№ 90» ЗАТО Северск
Татьяны Владимировны Изместьевой
 
     В МБОУ «СОШ№ 90» я пришла работать сразу же после окончания Томского государственного педагогического института в 1993 году. Должна признаться, что первые 10 лет моей педагогической деятельности ушли на освоение всех учительских знаний, умений, навыков и отработку приемов и методов работы с учащимися. Пришлось учиться буквально всему: начиная от календарно-тематического планирования и заканчивая элементарному общению с детьми и их родителями. Оказалось, что хотеть стать учителем и быть им - это две абсолютно противоположные вещи. Благодаря прежнему директору школы Н.С.Малышевой, которая курировала меня как молодого специалиста, и коллег-математиков, я смогла справиться со многими сложностями в работе и убедить себя, что работа в школе – это именно то, что мне нужно в жизни.
     На тот момент передо мной стояло много задач, одной из которых была задача формирования и развития понимания у учащихся необходимости математических знаний в жизни как залога успешного освоения предмета. Я представляла, что такое понимание к ученику может прийти только через интерес к предмету. В дальнейшем, предположила, что эффективность обучения может возрасти, если моя деятельность будет ориентирована на развитие индивидуальных ресурсов каждого ученика, создание условий для его становления в качестве самодостаточной, инициативной и компетентной личности.
     Именно поэтому в 2002-2003 учебном году мой выбор остановился на инновационной образовательной технологии «Обогащающая модель» в рамках «МПИ-проекта» авторского коллектива под руководством Гельфман Э.Г., доктора педагогических наук, профессора ТГПУ и Холодной М.А., доктора психологических наук, профессора Института психологии РАН, г. Москва. В ходе рассмотрения данной технологии как темы по самообразованию, передо мной встали следующие задачи: определить оптимальные условия обучения, выявить эффективные методы работы и формы контроля, обобщить собственный педагогический опыт в данном направлении. Если принять во внимание, что на тот момент наша школа серьезно стала разрабатывать лингвистическое направление обучения школьников и были сформированы специализированные классы, то учебники по математике для 5-9 класса «МПИ-проекта», логично вписались в общую лингвистическую концепцию. В качестве показателей эффективности образовательного процесса в «МПИ – проекте» рассматривались не только уровень знаний, умений и навыков (ЗУН), но и уровень определенных интеллектуальных качеств: компетентность, инициатива, творчество, саморегуляция, уникальность (КИТСУ). Особую роль в «МПИ-проекте» играли учебные тексты, которые по форме и содержанию активно способствуют обогащению умственного опыта учеников. Это происходило за счет различных форм предъявления учебной информации (словесно-логической, визуальной, предметно-практической и т.д.); диалогового характера текста и наличие сюжетной основы с элементами игровых ситуаций; включения разнообразных историко-культурных материалов. Так же, формирование таких умений как анализировать, обобщать, оценивать, обосновывать, планировать и т.д.
     Следовательно, одним из основных видов учебной деятельности учащихся стала работа с текстом учебника, целью которой является не только получение новых знаний, но и развитие способности самостоятельного обучения как интеллектуального качества. В ходе работы с текстом я обращала внимание на элементы интеграции уроков математики и уроков развития речи, т.к. художественный текст помогает через систему образов побудить или повысить интерес к предмету, в более доступной форме преподнести материал различной сложности. Поэтапное развитие содержания текста помогала поддерживать устойчивый интерес к изучаемой теме. Работая с текстом, дети начинали учиться основам конспектирования, рациональному сокращению материала, умению сосредоточиться на главном. Через художественные образы работа с текстом способствовала развитию ассоциативно-логического мышления, что всегда является одним из залогов успешности обучения. Качество усвоения новых знаний и их применение, я отслеживала с помощью диагностики в виде тематических тестовых работ, математических диктантов, конкурсов на лучшего счетчика, разноуровневых контрольных работ, творческих заданий. Творческие задания в дальнейшем переходили в реферативные работы, которые в свою очередь становились основой для проектно-исследовательской деятельности учащихся в 8-9 классах.
     За 5 лет работы (2003-2008г.г.) в 3-х лингвистических классах по «Обогащающей модели», я получила следующие результаты: ученики научились планированию учебной деятельности при рассмотрении новой темы; возросла активность и инициатива учащихся при решении возникающих проблемных ситуаций; учащиеся приобрели навык работы с различными текстами, при этом развивая способность самостоятельного обучения (саморегуляцию); появился творческий подход к обобщению и систематизации изученного материала. Данная программа способствовала более продуктивному развитию вычислительных навыков у учащихся, а так же более активному развитию математического мышления, математической речи детей, не смотря на их разные познавательные стили, способности и склонности. Многие административные контрольные работы, диагностические тесты выполнялись с высоким качеством успеваемости. Кроме того, итоговая аттестация в традиционной форме в 2007-2008 у.г. показала, что 85% учащихся справились с экзаменационной работой на «4» и «5» при 100% абсолютном показатели успеваемости. Так же, радовали достижения учащихся и во внешкольных конкурсах, олимпиадах, играх разного уровня.
     Следует отметить, что инновационная образовательная технология развивающего обучения «Обогащающая модель» гармонично сочеталась в моей работе с личностно-ориентированным обучением, направленным на формирование гуманистических и коммуникативных качеств учащихся. На ряду с этим в период с 2002 по 2008г.г. я принимала активное участие в работе Городской творческой лаборатории «Инновационные технологии и практика их применения» по внедрению в учебный процесс инновационной программы развивающего обучения в рамках «МПИ-проекта» под руководством д.п.н. Гельфман Э.Г., в рамках которой неоднократно представляла свой опыт и результаты работы в данном направлении (сведения о представлении опыта вошли в предыдущую аттестацию). 
     Не могу не сказать о трудности, которую мне пришлось преодолеть в первый год работы с учебниками «МПИ-проекта». Она заключалась в протесте некоторых родителей 5 класса, связанного с непониманием всей концепции проекта развивающего обучения. Родителей испугали объемные тексты учебного пособия, сказочная сюжетная линия и ее герои, игровые моменты на уроках. В целом, нестандартность учебника и самой программы. Но как показала практика, все эти опасения были напрасны. Учащиеся достаточно быстро адаптировались к особенностям учебника и с интересом читали его не только в школе на уроке, но и дома. И в последствии, мне много раз говорили слова благодарности эти же родители за высокие результаты в математике не только их детей, но и всего класса.
     В 2007-2008 у.г. мною был разработан элективный курс предпрофильной подготовки в 9 классе «Очевидное и вероятное» на основе принципов «МПИ-проекта». Данный элективный курс был нацелен на то, чтобы показать связь теоретической математики с жизнью. В этом заключалась его актуальность и новизна. Учащимся предлагалось узнать об очевидной универсальности вероятностно-статистических законов, которые широко применяются в современной химии, физике, биологии, демографии, лингвистике, социологии, экономике и т.д. Кроме того, курс рассчитан на развитие самостоятельности, умения работать в команде, толерантности, реализации межпредметных компетенций, умения работать с информацией, представленной в виде таблиц, графиков, диаграмм, производить интерпретацию результатов, полученных при исследованиях и опросах общественного мнения. Ожидаемые результаты курса: повышение мотивации учащихся к изучению математики, успешная подготовка учащихся к сдаче ГИА в части задач вероятностно-статистической линии, успешный выбор профильного обучения, а в дальнейшем, правильный выбор сферы своей профессиональной деятельности. Электив был апробирован и представлен в 2008г. на Областной конкурс учебных программ, элективных курсов предпрофильной подготовки и профильного обучения (ТОИПКРО), где получил высокую оценку экспертной комиссии и включен в Областной методический сборник «Примерные программы элективных курсов профильной и предпрофильной подготовки учащихся», а я удостоилась дипломом победителя. В дальнейшем, программа была презентована мною на Областном семинаре «Печатные работы как обобщение педагогического опыта» (ТОИПКРО).
    Надо отметить, что средняя качественная успеваемость моих учеников в 2006г. составляла -69%, в 2007г.-75%, в 2008г.-82% при абсолютной успеваемости в 100% во все года. Исходя из всего выше сказанного видно, что качество обучения по учебникам «МПИ-проекта» было достаточно стабильно высоким и имело не только положительную динамику, но и многообещающие перспективы на будущее. Но как раз в этот, для меня самый плодотворный период деятельности, я решила сделать 2-х летний перерыв с 2008-2010г.г., связанный с рождением ребенка. Отпуск по уходу за ребенком дал мне возможность посмотреть на свою педагогическую деятельность со стороны, сравнить ее с опытом работы своих коллег, увидеть некоторые нюансы, на которые следовало бы обращать большее внимание, спрогнозировать и спланировать свою дальнейшую работу в случае выхода на рабочее место. Прогноз состоял в том, что контингент учащихся предполагался несколько иным: на момент моего выхода один класс уже выпустился из стен школы (при чем с очень хорошими результатами ЕГЭ по городу и по области), второй классный коллектив переходил в 11 класс и смена учителя была нецелесообразна. Оставались еще два моих класса 8А и 8Б, идущие на тот момент по стандартной программе обучения. Как раз с ними мне и предстояло в будущем сдать ГИА-2012. Следовательно, пришлось планировать свою педагогическую деятельность с учетом этих факторов.
     В 2009г. я приняла участие во Всероссийской научно-практической конференции «Образование в условиях перехода на новые стандарты» (ТОИПКРО) с докладом «Коммуникативное развитие учащихся на уроках математики», в котором, во-первых, показала как инновационная образовательная технология «Обогащающая модель» («МПИ-проект») становится более актуальной на фоне введения в школьный образовательный процесс компетентностного подхода в оценивании качества обучения подрастающего поколения. А во-вторых, обосновала сама для себя тот факт, что принципы развивающего обучения можно использовать и в работе по традиционным программам в совокупности с другими современными образовательными технологиями.
     Именно поэтому с 2010г. мною стала разрабатываться новое направление в моей деятельности - «Информационно-коммуникативные технологии на уроках математики» в рамках школьной творческой педагогической мастерской «Компетентностный подход и формирование ключевых компетенций обучающихся в условиях повышения качества образования на основе использования интерактивных технологий на уроке и внеурочной деятельности».
     На начальном этапе разработки, мною была изучена теоретическая база данного вопроса, в ходе чего было выявлено, что если учитывать быстро меняющиеся вокруг нас события, время и информационное пространство, то вопрос о методах формирования и развития информационно – коммуникативной компетенции становится наиболее существенным и актуальным. Следовательно, одними из приоритетных видов деятельности учащихся в учебном процессе становятся: владение способами самостоятельной работы с информацией; поиск информации в учебной литературе, энциклопедиях, справочниках, в каталогах (поисковых системах), извлечение информации с различных носителей, систематизация (анализ) и отбор информации по заданной теме; критическое отношение к получаемой информации, умение выделять главное; знакомство с компьютером как с устройством по работе с информацией, получение технических навыков по работе с различными устройствами; умение применять информационные и телекоммуникационные технологии для решения учебных задач по разным предметам; владение устной речью (монолог, диалог, умение задать вопрос, привести довод при устном ответе, защите проекта, при презентации творческой или проектно-исследовательской работы); умение работать в группе, слушать и слышать других, считаться с чужим мнением, аргументировано отстаивать свое, искать и находить компромиссы.
     Опираясь на вышесказанное можно было утверждать, что для успешного и эффективного формирования и развития информационно-коммуникативной компетенции учащихся на уроках математики, необходимо произвести интегрирование не только математики и информатики, но и приобщить уроки развития речи. Нужно заметить, что использование мультимедийных технологий на уроках позволяет сделать процесс обучения наиболее интересным и наглядным, развивает творческую деятельность учащихся, их абстрактное и аналитическое мышление. Но оставалось еще много вопросов, на которые я получила ответы только в ходе обучающего семинара на базе ТОИПКРО по теме «ИКТ как средство повышения качества общего математического образования обучающихся» и курсов повышения квалификации «Инновационные подходы к школьному математическому образованию в рамках перехода на новые ФГОС».
     Следующим шагом в освоении ИКТ, было материально-техническое обеспечение кабинета, без которого дальнейшие действия бы были нецелесообразны. Для этого, в 2011 г. мною привлечены внебюджетные (спонсорские) средства, на которые были приобретены компьютер, проектор с 3D форматом и экран. И в 2011-2012 у.г. я уже могла внедрить ИКТ на уроках математики практически в полном объеме. Основными промежуточными результатами внедрения стал повышенный интерес учащихся к моим урокам, интерес коллег в рамках обмена педагогическим опытом; экономия времени учителя в плане выполнения чертежей, схем, графиков и т.п.; эффектное и эффективное представление и изучение нового учебного материала. А главным результатом, я считаю, стала сдача ГИА 2012г. учащимися 9Б с абсолютной успеваемостью в 100%, качественной успеваемостью-58%, что выше городского (41,28%) и областного уровней. При этом 8 учащихся (31%) класса справились с предложенным контрольно-измерительным материалом на отлично.
     Надо заметить, что по вопросу формирования и развития информационно – коммуникативной компетенции (ИКК) учащихся существует достаточное количество рекомендаций, методов и приемов деятельности учителя и учащихся, но настоящим открытием для меня стала технология критического мышления, которая помогла мне иными глазами посмотреть на привычные вещи. Инновационность данной технологии заключается в ее направленности на исследовательский подход и активизацию учебно-познавательной деятельности школьника. Ученик, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации информационного сообщения и способен логично аргументировать свою точку зрения. Кроме того, такой ребенок чувствует уверенность в работе с различными типами информации, может эффективно использовать самые разнообразные ресурсы, умеет активно взаимодействовать с любыми информационными пространствами. Все вышеперечисленные характеристики критического мышления хорошо сочетаются с требованиями, предъявляемыми к формированию и развитию ИКК учащихся. 
     Вот уже много лет, я стараюсь активно привлекать в свою работу здоровьесберегающие технологии, которые, по моему мнению, обязаны быть на каждом уроке и в каждом классе. Условия жизни диктуют свои правила и нормы. Обществу требуются образованные, конкурентоспособные люди с широким кругом интересов, способностей и возможностей, а главное здоровые как физически, так и психически. Поэтому каждый свой урок я стараюсь организовать рационально, по принципам М.М.Поташника: учет индивидуальных особенностей детей; получение оптимальных результатов обучения при минимально необходимых затратах времени и сил учащихся; обеспечение и поддержание благоприятного морально-психологического климата в классном коллективе; обучение ребенка самостоятельной собственной защите от стрессов, обид, оскорблений. Хочется немного остановиться на базовых критериях здоровьесбережения, которые для меня служат основой для составления рационально организованного урока:
  • Число видов учебной деятельности учащихся должно составлять от 4 до 7. Это может быть устный опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, работа с наглядными пособиями, решение задач и т.д. Продолжительность каждого вида не должна превышать 10 минут;
  • Число видов преподавания – не менее 3-х, с чередованием не позже чем через 10-15 минут. Виды преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д.;
  • Чередование поз учащихся должно быть в соответствии с видом учебной деятельности (наблюдение за посадкой, осанкой учащегося);
  • Наличие на уроке 2- 3 –х эмоциональных разрядок: шутка, улыбка, поговорка, афоризм и т.д. А так же, комфортный психологический климат, наличие сотрудничества между учителем и учениками, учет возрастных особенностей детей;
  • Наличие оздоровительных моментов на уроке: физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек.

    Также нельзя забывать и о выполнении рекомендаций СанПин: освещенность класса, температурный режим помещения и его проветривание, уровень шума, место и длительность применение ТСО, озеленение кабинета. Формирование навыков здорового образа жизни и культуры здоровья, обязательно должно быть включено в постановку воспитательной задачи при проведении каждого урока.
     В 2010-2012г.г. я попыталась сконцентрировать и проанализировать весь свой педагогический опыт и представить его как на городском уровне, так и на региональном и всероссийском:

- 2010г.- Представление педагогического опыта на Региональном сетевом семинаре «Пути становления современного учителя» (сайт УО ЗАТО Северск);
- 2010г.- Всероссийский Фестиваль педагогический идей «Открытый урок 2010 – 2011 г.г.», методическая разработка урока с электронным приложением для 8 класса (КО) по теме «Квадратные уравнения и применение их в решении задач» (г. Москва);
- 2010г.- Областной Форум инноваторов, секция «Педагогическое мастерство в современной модели образования», стендовый доклад «Рациональная организация урока математики с позиции здоровьесбережения» (ТОИПКРО);
- 2010г.- Размещение методических продуктов в «Методическом портфеле» (сайт УО ЗАТО Северск);
- 2010г.- Выступление на Всероссийской научно-практической конференции «Наша новая школа» с докладом «К вопросу о методах формирования и развития информационно-коммуникативной компетенции учащихся на уроках математики» (ТОИПКРО);
- 2011г.- Всероссийская научно-практическая конференция «Роль личности учителя в решении главных задач Новой школы», стендовый доклад «К вопросу об использовании современных технологий образования на уроках математики» (ТГПУ);
- 2011г.- Выступление на Всероссийской научно-практической конференции «Новое качество образования в новых условиях» с докладом «Технология критического мышления как один из методов формирования и развития информационно-коммуникативной компетенции учащихся на уроках математики» (ТОИПКРО);
- 2012г.- Региональный научно-практический семинар «Технологии, методы и приемы результативной подготовки абитуреинтов для инновационных вузов», доклад «Элективный математический курс предпрофильной подготовки как начальная стадия профессионального выбора учащихся» (ТПУ).

     Для определения уровня своего профессионального мастерства, я регулярно стараюсь принимать участие в различных городских, областных, региональных и межрегиональных конкурсах, что сподвигает не только на обобщение накопленных материалов, но и на создание новых методических продуктов:

- 2011г.- Городской конкурс методических разработок педагогических работников образовательных учреждений ЗАТО Северск «Образование в Наукограде» (диплом за 3 место);
- 2011г.- VII Областной конкурс методических разработок, направленных на развитие и совершенствование образовательных практик (ТОИПКРО, диплом за 3 место в номинации «Уроки»);
- 2011г.-VII Региональный Фестиваль медиауроков с компьютером среди образовательных учреждений г. Томска и Томской области, городов и регионов Сибири и Дальнего Востока (ТОИПКРО, диплом 2 степени);
- 2011г.- Областной конкурс учебно-методических комплектов и учебных средств, направленных на реализацию современных образовательных технологий и достижений учащимися ключевых компетенций «Инновационные образовательные разработки - инновационная экономика» (г.Томск, РЦРО, сертификат участника);
- 2012г.- Городской конкурс методических разработок педагогических работников образовательных учреждений ЗАТО Северск «Образование в Наукограде» (грамота за 1 место);
- 2012г.- Межрегиональный конкурс «Я-учитель» (ТОИПКРО, диплом I степени);

    Вследствие представления педагогического опыта на разных уровнях, у меня имеются следующие печатные работы: 
- 2009г.- Статья «Коммуникативное развитие учащихся на уроках математики» в сборнике «Образование в условиях перехода на новые стандарты» (ТОИПКРО);
- 2011г.- Публикация методической разработки урока для 8 класса (КО) по теме «Квадратные уравнения и применение их в решении задачи» на сайте Всероссийского Фестиваля педагогических идей http://festival.1september.ru., выпуск сборника с тезисами и CD с полной версией текстов (г.Москва, сертификат публикации);
- 2011г.- Статья «Рациональная организация урока математики с позиции здоровьесбережения» в сборнике «Из опыта работы педагогов- инноваторов Томской области» (ТОИПКРО);
- 2011г.- Статья «К вопросу о методах формирования и развития информационно-коммуникативной компетенции учащихся на уроках математики» в сборнике «Наша новая школа» (ТОИПКРО);
- 2011г.- Статья «К вопросу об использовании современных технологий образования на уроках математики» в сборнике «Роль личности учителя в решении главных задач Новой школы» (ТГПУ).
- 2011г.- Статья «Технология критического мышления как один из методов формирования и развития информационно-коммуникативной компетенции учащихся на уроках математики» в сборнике «Новое качество образования в новых условиях » (ТОИПКРО).
     Для устойчивого развития познавательно интереса учащихся большую роль играет внеклассная работа по предмету, которая сочетается с учебной деятельностью, имея общую цель, хотя и отличается организационными и методическими формами. Внеклассная работа создает условия для более полной реализации потенциала учащихся, для формирования творческих и практических умений, для действенности знаний. Во внеклассной работе я применяю следующие формы: математические кружки и факультативы (для которых мною разработаны авторские программы), игры, выпуск математической газеты, провожу математические недели, математические олимпиады. Особо надо отметить работу с одаренными детьми. Индивидуальные занятия, консультации во внеурочное время на которых разбираются олимпиадные задачи, прототипы заданий ГИА уровня С, ведется проектно-исследовательская деятельность- все это очень эффективно сказывается на конечный результат, который выражается призовыми местами в городских, областных мероприятиях или отличными оценками при государственной итоговой аттестации, которыми я очень довольна. 
    В 2006-2008г.г. я как учитель-организатор входила в состав Городской творческой группы по подготовке таких мероприятий как математические конкурсы «Эрудит» для учащихся 7-8 классов и «Математическая радуга» для 5-х классов. В настоящий момент, два года подряд вхожу с состав городской предметной комиссии по проверке олимпиадных работ на муниципальном этапе Всероссийской олимпиады по математике, а так же в составе комиссии по проверке муниципального мониторинга ЗУН учащихся 6-х классов. В 2012г., после сдачи квалификационного экзамена, стала экспертом ГИА по математике в новой форме. Надо признать, что работа в составе различных комиссий, дает замечательную возможность самооценки собственного профессионального уровня, возможность совершенствования профессионального мастерства, а так же возможность непосредственного обмена педагогическим опытом, что всегда было и будет важным для каждого учителя. 
    Вот уже почти как год, я являюсь руководителем ШМО учителей математики и информатики. Для меня это абсолютно новый вид деятельности, т.к. теперь я отвечаю не только сама за себя, но и еще за 6 членов МО, которые постоянно требуют к себе особого внимания. В этом мне очень помогают те методические знания, умения и навыки, которые сформировались во мне за 19 лет работы в школе. Умение быть толерантной, внимательной к собеседнику, логически мыслить и рассуждать, наличие организаторских способностей много раз помогали мне решать различные проблемные ситуации. И в этом я убеждаюсь каждый раз, когда коллеги обращаются ко мне за советом или просьбой.
    В заключении, хочу отметить те стороны своей педагогической деятельности, над которыми мне еще предстоит поработать и довести их до высокого уровня. В первую очередь, хочу активизировать проектно-исследовательскую деятельность своих учеников и вывести представление будущих проектов на уровень не только города, но и области. Ранее количество подобных работ было немного, и их презентация ограничивалась традиционным школьным Фестивалем проектно-исследовательских работ «Инициатива». Во вторую очередь, научиться самой и обучить свои учеников правильному использованию прибора «Символ-тест», который позволяет в короткое время проверить, оценить качество знаний, умений и навыков учащихся в ходе мониторинга регионального уровня. А так же, продолжить работу по совершенствованию учебно – методической и технической базы кабинета, направленной на подготовку выпускников к итоговой аттестации в форме ГИА и ЕГЭ.

Категория: Самоанализ учителя | Добавил: Strelko (02.08.2013)
Просмотров: 18985 | Рейтинг: 4.6/16
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Полезное
Сетевой город Методсовет Журнал «Здоровье Школьника» Игры, ребусы, загадки Россия - без жестокости к детям!
Хостинг от uCoz // Татьяна Изместьева © 2012 - 2019