.
г. Северск
Главная » Статьи » Инновационная деятельность » ИКТ и здоровьесбережение

Технология критического мышления как один из методов формирования и развития ИК компетенции учащихся в условиях ФГОС
Технология критического мышления как один из методов формирования и развития информационно-коммуникативной компетенции учащихся в условиях ФГОС
 
 
     В последнее время, широкой педагогической аудиторией активно обсуждается введение ФГОС нового поколения. Одной из основных целью данного проекта стало воспитание высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. С одной стороны, данная цель подкрепляется общественным договором, т.е. появлением новых образовательных запросов семьи, общества и государства. С другой стороны, бурное развитие и широкое внедрение информационно-коммуникативных технологий во все сферы жизни способствуют перестройке современного образования и вывода его на более высокий уровень. На этом фоне, как ни когда, наиболее актуальным и перспективным направлением в образовательном процессе становится формирование и развитие информационно – коммуникативной компетенции (ИКК) учащихся. По данному направлению существуетдостаточное количестворекомендаций, методов и приемов деятельности учителя и учащихся, но настоящим открытием для меня стала технология критического мышления, которая помогла мне иными глазами посмотреть на привычные вещи.
     Сама технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) известна давно, но наиболее востребованной она стала только около 10 лет назад, когда впервые заговорили об инновациях в образовании. Инновационность данной технологии заключается в ее направленности на исследовательский подход и активизацию учебно-познавательной деятельности школьника. Ученик, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации информационного сообщения и способенлогично аргументировать свою точку зрения.Кроме того, такой ребенок чувствует уверенность в работе с различными типами информации, может эффективно использовать самые разнообразные ресурсы, умеет активно взаимодействовать с любыми информационными пространствами. Все вышеперечисленные характеристики критического мышления хорошо сочетаютсяс требованиями, предъявляемыми к формированию и развитию ИКК учащихся.
     Для рациональной организации урока в рамках технологии РКМЧП можно выделить три основные фазы: 1) вызов - эта фаза позволяет актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме и мотивировать ученика к активной учебной деятельности; 2) осмысление– задача этой фазы получить новую информацию, осмыслить ее, соотнести с уже имеющимися знаниями; 3) рефлексия - здесь происходит целостное осмысление и обобщение полученной информации, формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу. Элементы новизны технологии содержатся в многочисленных методических приемах, которые ориентированы на создание условий для свободного развития каждой личности. В силу того, что все приемы в рамках статьи представить сложно, я приведу в пример только некоторые из них, которые используются мною на многих уроках.
    Прием «Разбивка на кластеры». Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по определенной теме. Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля данного понятия. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по любому заданному вопросу. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Примером, может служить кластер по геометрической теме «Выпуклые четырехугольники». От ключевого понятия «выпуклые четырехугольники» расходятся два луча «трапеция» и «параллелограмм». От «параллелограмма» в свою очередь исходят еще два луча «ромб» и «прямоугольник» и т.д. Тем самым, получается схема, с помощью которой можно быстро повторить или обобщить все основные определения фигур данной темы, их свойства и признаки. Спектр применения такого кластера очень широк. А главное, учащимся нравиться подобный вид деятельности и им не представляет труда составить кластер по любой тематике. Данный прием РКМЧП может использоваться как на третьей фазе урока-рефлексии, так и на фазе «вызова».
     Прием «Инсерт» (INSERT: самоактивизирующая I – interactive; отмечать N – noting; системная разметка S – system; для эффективного E – effective; чтение и размышление R – reading, T – thinking) - используется на фазе осмысления, когда идет работа с текстом учебника. При чтении текста, учащиеся карандашом на полях расставляют пометки: знак «V» соответствует тому, что вы знаете; знак «минус» ставиться если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали; знак «+»если то, что вы читаете, является для вас новым; знак «?» если то, что вы читаете, непонятно. После чтения текста с данной маркировкой учащиеся заполняют маркировочную таблицу Инсерт, состоящую из 4-х колонок. Причём, заполняется сначала 1-я колонка по всему тексту, затем 2-я и т.д. Данный прием способствует более осознанномуподходу учащихся к самообучению, помогает развить навык составления конспекта, а так же дает более эффективный и стойкийрезультат в понимании и запоминании нового материала.
     Прием «Написание эссе» – размышление в письменной форме, выражающее мнение автора, согласующееся с его опытом. От традиционного сочинения отличается большей свободой и меньшим объемом в половину-полторы страницы. Цель этого приема не только в том, чтобы выразить свои мысли, но и поделиться ими с другими учащимися, выслушать иную точку зрения на поставленный вопрос. Эссе, в-первую очередь, нужно воспринимать как способ развития мышления и формирование культуры чтения и речи. Обычно учащимся дается с трудом выполнение этого задания, но со временем они приучаются к краткому и логичному изложению своих мыслей. Тематика эссе может быть разнообразной, например, «Десятичные дроби в твоей жизни» для пятиклассников, «Симметрия вокруг нас» для учащихся 8-х классов и т.д.
     В целом, можно заметить, что технологии РКМЧП очень активно содействует формированию исследовательской культуры, коммуникативных качеств и общему развитию мыслящей личности. Поэтому, если идет речь о качестве образования, то формирование критического мышления предполагает создание базового отношения к себе и миру, подразумевающего вариативную, самостоятельную, осмысленную позицию. Эта позиция значительно повышает надежность образования, т.к. оно становится осознанным и рефлексивным, а так же очень существенно повышает информационно-коммуникативный потенциал личности. Следовательно, технологию развития критического мышления можно смело назвать, если не самым главным методом формирования и развития информационно-коммуникативной компетенции учащихся, то, по крайней мере, одним из наиболее действенных, показательных и результативных, особенно на уроках математики.
 
Изместьева Т.В.
МБОУ «СОШ № 90»
г. Северск
 
 

Список литературы

1. Васильева, М.Г. Технология развития критического мышления/ М.Г. Васильева// http://www.rcio.rsu.ru/webp/class1/potok86/Vasil%27eva/ycht.htm
2. Вишнякова, Е.Е. Формирование навыков вдумчивого чтения и рефлексивного письма средствами технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»/ Вишнякова Е.Е. //Бибилиотека в школе. — 2004. — № 17. — С.14-18.
3. Заир-Бек, С. И. Развитие критического мышления через чтение и письмо / С. Заир-Бек// Директор школы. — 2005. — № 4. — С. 60–72.
4. Заир-Бек, С.И., Муштавинская, И.В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителя/ С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. — М. : Просвещение, 2004. — 175 с.
5. Клустер, Д. Что такое критическое мышление?/Д. Клустер//Критическое мышление и новые виды грамотности. — М.: ЦГЛ, 2005. — С. 5-13.

Категория: ИКТ и здоровьесбережение | Добавил: Strelko (25.07.2015)
Просмотров: 2304 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Полезное
Сетевой город Методсовет Журнал «Здоровье Школьника» Игры, ребусы, загадки Россия - без жестокости к детям!
Хостинг от uCoz // Татьяна Изместьева © 2012 - 2019