.
г. Северск
Главная » Статьи » Инновационная деятельность » ИКТ и здоровьесбережение

Коммуникативное развитие учащихся на уроках математики (автор Изместьева Т.В.)
Всероссийская научно-практическая конференция «Образование в условиях перехода на новые образовательные стандарты»
(Томск, 27 ноября 2009 г.)
 
Коммуникативное развитие учащихся на уроках математики
 
     С первого дня своей педагогической деятельности, я столкнулась с такой проблемой, как неумение многими детьми грамотно формулировать свои мысли, давать аргументированное обоснование своих действий, внимательно слушать одноклассников, искать нужную информацию. В то же время современные условия жизни диктуют свои правила и нормы. Обществу требуются образованные, конкурентоспособные люди с широким кругом интересов, способностей и возможностей. Одним словом, нужны компетентные личности. Всем известно, что понятие «компетентность» представляет собой свод многих составляющих, одним из которых является коммуникативность. Развитие коммуникативных способностей и навыков учащихся в рамках стандартного учебного процесса является непростой задачей, особенно, если идет речь о развитии коммуникативности на уроках математики.
       Как создать наиболее эффективные условия обучения, включающие в себя развитие необходимых компетенций? Какие методы и формы работы при этом лучше использовать? На эти и другие вопросы я смогла ответить несколько лет назад, изучив и внедрив в свою деятельность инновационную образовательную технологию «МПИ-проект» авторского коллектива под руководством Гельфман Э.Г., доктора педагогических наук, профессора ТГПУ и Холодной М.А., доктора психологических наук, профессора Института психологии РАН, г. Москва.  
       В рамках данной технологии развивающего обучения, рассматриваются различные приемы и методы работы, ориентированные на развитие интеллектуальных ресурсов каждого ученика, создание условий для его становления самодостаточной, инициативной и развитой личности. В качестве показателей эффективности образовательного процесса, в «МПИ–проекте» рассматриваются не только уровень знаний, умений и навыков (ЗУН), но и уровень определенных интеллектуальных качеств: компетентность, инициатива, творчество, саморегуляция, уникальность (КИТСУ). В соответствии с этим, особая роль отводится таким направлениям в учебной деятельности как информационно - технологическое, учебно-познавательное и коммуникативное. 
       Несомненно, каждый учитель на своем уроке уделяет много внимания тому, чтобы учащиеся отрабатывали умение говорить и слушать других, считались с чужим мнением и обоснованно отстаивали свое, организовывали совместную (групповую) работу на основе взаимопомощи. А так же, учились владеть монологической и диалогической речью, использовали для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации, в частности, тексты учебника. В свою очередь, авторы «МПИ-проекта» предлагают использовать работу с текстами учебника как один из приоритетных методов развития коммуникативных способностей учащихся. Именно учебные тексты должны стать «отправной точкой» для каждого ученика, не только для получения новых знаний, но и для формирования таких умений как анализировать, обобщать, оценивать, обосновывать, выделять ключевые моменты, обмениваться мнениями о полученной информации, фиксировать ее в период коммуникации и т.д. Поэтому учебные пособия серии «МПИ - проект» (5-9 класс) и отличаются от стандартных учебников наличием сюжетной основы с элементами игровых ситуаций, текста диалогового характера, различных форм предъявления учебной информации (словесно-логической, визуальной, предметно-практической и т.д.), имеются включения разнообразных историко-культурных материалов. Все это позволяет учителю проводить свой урок на несколько ином уровне. Появляется динамика и комфортность общения, дети себя чувствуют раскрепощено, тем самым давая ход своим мыслям. Исчез шаблон, сухость, напряженность в словах и действиях всех участников данного процесса. А это так важно для достижения желаемого результата. Конечно, на результат должна работать и системность таких занятий. Тематическая программа «МПИ-проекта» позволяет начать развивающее обучение с 5 класса и это оправдывает себя, т.к. учащиеся этого возраста легко воспринимают особенности нового учебника, с пониманием относятся к сюжетным героям, быстро идут на контакт с учителем.
       В ходе работы с текстом я обращаю внимание на элементы интеграции уроков математики и уроков развития речи, т.к. художественный текст помогает через систему образов побудить или повысить интерес к предмету, в более доступной форме преподнести материал различной сложности. Поэтапное развитие содержания текста помогает поддерживать устойчивый интерес к изучаемой теме.
Можно выделить несколько основных этапов в этой работе:
1. Зрительное представление текста, прочтение с опорой на образ (рисунки главных героев, карта местности);
2. Выразительное чтение (блоками или целиком, по ролям, вслух или про себя и т.д. в зависимости от цели урока) - это обучающий момент. Пока дети не привыкли к специфическому учебнику, на первый раз я сама читала текст с соблюдением интонации, логических пауз, акцентов. Все это помогало созданию интриги и переходу к постановке проблемных вопросов;
3. После прочтения текста необходимо получить обратную связь, выяснить, что было понятно, а что не удалось разобрать. Для этого по каждому тексту составлялись вопросники (с ключевыми вопросами) или опорные памятки, с которыми можно было работать как на уроке, так и дома. Опорные памятки в дальнейшем помогали ученику лучше разобраться в большом потоке информации;
4. Следующим этапом работы с текстом - перевод способов кодирования информации на язык математики. Это дает возможность создания уже нормативных образов предмета математики.
       Работая с текстом, дети учатся основам конспектирования, рациональному сокращению материала, умению сосредоточиться на главном. А так же, через художественные образы работа с текстом способствует развитию ассоциативно-логического мышления, что является одним из залогов успешности учащихся.
     Уже после первого года обучения по программе «МПИ-проекта» можно было отметить, как возросла активность и инициатива учащихся при решении возникающих проблемных ситуаций, ученики научились планированию учебной деятельности при рассмотрении новой темы, приобрели навык работы с различными текстами. У детей появился творческий подход к обобщению и систематизации изученного материала. И, как следствие, возникло желание публичного представления своих творений, что в стандартных условиях обучения достигается с трудом.
     В заключение, хочется добавить, что лично для меня инновационная образовательная технология «МПИ-проект» стала настоящей находкой, которая позволила мне не только обогатить свой педагогический опыт, но и способствовала более продуктивному развитию математического мышления и коммуникативных навыков моих учеников, не смотря на их разные познавательные стили и уровень интеллектуального развития. 

 
Категория: ИКТ и здоровьесбережение | Добавил: Strelko (24.02.2015)
Просмотров: 2017 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Полезное
Сетевой город Методсовет Журнал «Здоровье Школьника» Игры, ребусы, загадки Россия - без жестокости к детям!
Хостинг от uCoz // Татьяна Изместьева © 2012 - 2019