20:07 Актуально: школьная усталость! | |
Согласно санитарным нормам, разработанным медиками НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, у пятиклассников при 5 учебных днях должно быть не больше 28 уроков, у шестиклассников — 29, а при шестидневке — максимум 32. На подготовку домашних заданий детям 11-12 лет отводится 2,5-3 часа, а на сон — 10 часов в сутки. На деле же учащиеся гимназий и лицеев этого возраста отсиживают по 8 уроков в школе и примерно 4 часа проводят над тетрадками дома. При этом на сон у них остается меньше 8 часов. А ученики старших классов нередко занимаются по 16 часов, а спят всего по шесть. Неудивительно, что питомцы престижных школ в первую очередь становятся жертвами школьной усталости. Впрочем, те ребята, у которых учебные нагрузки не столь высоки, тоже тяжело переживают третью четверть. Им не хватает сил для преодоления бесконечной вереницы «рабочих» дней. Ситуация усугубляется сбоем сезонных биоритмов организма. Это приводит к повышенной утомляемости, снижению работоспособности и ослаблению иммунитета. К тому же детям элементарно не хватает солнышка (его бодрящее действие на нервную систему трудно переоценить), да и дефицит витаминов дает о себе знать. Стать энерджайзеромЧтобы школьники легче пережили этот трудный учебный период, врачи-гигиенисты разработали следующие рекомендации. Ребенок должен выпивать 2-2,5 л жидкости в день. В течение учебного дня большинство детей сидит на сухом пайке — перекусывают бутербродами, а запить еду достаточным количеством жидкости забывают. Для энергетического обмена это просто катастрофа, ведь без воды он осуществляться не может. Когда ее не хватает, нарушается доставка к клеткам биологического топлива — кислорода, организму не удается активно вымывать шлаки из тканей. Все это затрудняет выработку энергии и способствует упадку сил. Важно, что именно пить. Имейте в виду, стакан чая или сока — совсем не то же самое, что стакан воды! Полнее всего детский организм усваивает жидкость из минералки без газа и зеленого чая. Другие напитки обычно содержат сахар, кофеин, различные добавки, которые ухудшают усвоение жидкости. А за счет мочегонного эффекта они могут даже усилить жажду и обезвоживание. Например,250мл зеленого чая эквивалентны 230мл воды,250мл черного или травяного чая — 150 мл воды,250 мл сладкой газировки -150 мл воды. Кофе лучше заменить на какао. Это только кажется, что кофеин, имеющийся в кофе, помогает взбодриться. Поначалу он действительно возбуждает нервные клетки, но почти сразу истощает их. Кофеин учащает дыхание, заставляет сердце работать в усиленном ритме, увеличивает нагрузку на почки, стимулирует избыточную секрецию желудочного сока. Короче, заставляет организм работать буквально на износ. Зато горячее какао воздействует на нервную систему мягко благодаря содержащемуся в нем магнию и теобромину. Напиток быстро восстанавливает силы, снимает стресс, утоляет голод. Детям необходимо много двигаться. Физические упражнения заряжают энергией. Ребятам 11 -15 лет положено за день преодолевать до семи километров — пешком, бегом, вприпрыжку. Причем около трех из них — за ту часть дня, что они находятся в школе. Так что родительский комитет должен противодействовать любым попыткам администрации ввести на переменах чинное хождение вдоль стеночки — лучше пусть организует подвижные игры в спортзале. Научите ребенка вовремя отключаться. Достаточно просто закрыть глаза, чтобы головной мозг перешел в режим восстановления. Делая такие 3-5-минутные паузы по мере необходимости, школьник будет уставать значител ьно меньше. А японские ученые предлагают в качестве экстренной меры по борьбе с усталостью усаживать детей на 5-10 минут в позу «кучера на дрожках». Глаза закрыты, голова свешивается на грудь, плечи и руки опущены. Не позволяйте сыну или дочери учить уроки и одновременно слушать плеер, смотреть телевизор, беседовать с одноклассником по телефону. Попытка выполнять несколько дел одновременно ведет к сильному информационному стрессу, истощающему нервную систему. Обучите точечному массажу, возвращающему бодрость. Пусть ребенок зажмет мизинец правой руки между большим и указательным пальцами левой, а кончиком большого пальца сильно надавит и интенсивно разомнет среднюю часть мизинца. Полезно также разминать между подушечками большого и указательного пальцев мочки обоих ушей одновременно. Воспользуйтесь тонизирующими запахами. Ароматерапия может помочь, если домашним заданиям не видно конца, а ребенок плохо соображает от усталости. Плотно закройте окна и двери, налейте немного воды в аромакурительницу, зажгите под ней специальную свечку, капните в воду несколько капель одного или 2-3 эфирных масел, вызывающих прилив сил. Подойдет масло базилика, вербены, левзеи, гвоздики, иланга-иланга, имбиря, иссопа, корицы, ладана, мелиссы, мирта, можжевельника, мяты, нероли, туи, чабреца или шалфея. Первый сеанс — 10 минут. Далее увеливайте время до получаса. Если в школе не введена специальная форма, одевайте ребенка поярче. Известно, что красно-оранжевые оттенки заряжают бодростью и оптимизмом. Есть ли у ребенка школьная усталость?
От 1 до 3 баллов — легкая степень. Школьная усталость еще только начинает ощущаться, так что постарайтесь сразу же пресечь ее. Давайте ребенку поливитаминные комплексы, следите, чтобы он проводил 2-3 часа в день на свежем воздухе и хорошо высыпался. Чувствуете, что силы у школьника на исходе? Устройте ему по возможности выходной среди недели, пусть он проведет его за городом. От 4 до 6 баллов — средняя степень. Оставьте ребенка дома на 3 дня — ему необходима передышка! Давайте для бодрости свежевыжатый апельсиновый сок, зеленый чай и настой шиповника. Готовьте утром каши (они энергоемки) и обязательно предлагайте фрукты — одно яблоко, банан, два мандарина. Соблюдение режима питания в целом способствует синхронизации биоритмов. От 7 до 10 баллов — тяжелая степень. Покажите ребенка педиатру и детскому неврологу! Если не оказать ему помощь сейчас, синдром «третьей четверти» может послужить толчком для формирования невротических реакций, гастрита, дискинезии желчевыводящих путей, дистонии и других заболеваний, а также привести к обострению уже существующих патологий.
материал предоставлен сайтом Здоровье школьника. | |
|
Всего комментариев: 0 | |