.
г. Северск
Главная » Статьи » Инновационная деятельность » ИКТ и здоровьесбережение

К ВОПРОСУ О МЕТОДАХ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ФГОС

К ВОПРОСУ О МЕТОДАХ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ФГОС
ИЗМЕСТЬЕВА Т.В.

МБОУ «СОШ № 90» ЗАТО Северск

 

На протяжении нескольких лет в школьную образовательную систему активно вводится компетентностный подход в оценивании качества обучения подрастающего поколения в рамках действия федерального государственного образовательного стандарта. Критерии ФГОС гласят, что оценка результата образования обязана быть направлена не только на уровень полученных знаний, но и на уровень умения применять их на практике, в нестандартных ситуациях, в реальной жизни. Одновременно с этим, конечной целью нововведения становится воспитание успешной личности, что должно стать основой для действительной конкурентоспособности человека на рынке труда. В свою очередь, успешность личности базируется на ее компетентности, сформированной и развитой целым рядом специальных компетенций.

Компетенция, в переводе с латинского языка, означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Существуют различные классификации ключевых компетенций человека. Наиболее распространенной и понятной является классификация Хуторского А. В., которая выделяет следующие типы: ценностно-смысловые компетенции, общекультурные, учебно-познавательные, информационно - коммуникативные, социально-трудовые и компетенции личностного самосовершенствования. Надо отметить, что в современных условиях каждая из компетенций заслуживает особого внимания в силу своей значимости. Но если учитывать быстро меняющиеся вокруг нас события, время и информационное пространство, то вопрос о методах формирования и развития информационно – коммуникативной компетенции становится наиболее существенным и актуальным. Следовательно, одними из приоритетных видов деятельности учащихся в учебном процессе становятся:

• Владение способами самостоятельной работы с информацией: поиск информации в учебной литературе, энциклопедиях, справочниках, в каталогах (поисковых системах), извлечение информации с различных носителей, систематизация (анализ) и отбор информации по заданной теме;

• Критическое отношение к получаемой информации, умение выделять главное;

• Знакомство с компьютером как с устройством по работе с информацией, получение технических навыков по работе с различными устройствами;

• Умение применять информационные и телекоммуникационные технологии для решения учебных задач по разным предметам;

• Владение устной речью (монолог, диалог, умение задать вопрос, привести довод при устном ответе, защите проекта, при презентации творческой или проектно-исследовательской работы);

• Умение работать в группе, слушать и слышать других, считаться с чужим мнением, аргументированно отстаивать свое, искать и находить компромиссы.

Опираясь на вышесказанное можно утверждать, что для успешного и эффективного формирования и развития информационно-коммуникативной компетенции учащихся на уроках математики, необходимо произвести интегрирование не только математики и информатики, но и приобщить уроки развития речи. Нужно заметить, что использование мультимедийных технологий на уроках математики позволяет сделать процесс обучения наиболее интересным и наглядным, развивает творческую деятельность учащихся, их абстрактное и аналитическое мышление; позволяет осуществлять поиск востребованной информации на электронных носителях и в сети Интернет; проходить on-line тестирование. В то же время, не стоит забывать и про традиционные средства обучения: учебники ни кто не отменял, но востребованными они становятся все меньше и меньше. В настоящее время складывается уникальная ситуация, школьнику легче найти ответ на интересующий его вопрос в сети Интернет, чем открыть книгу и прочитать ее. В данном случае можно сослаться на большую загруженность учащихся, нехватку времени, большой объем внеурочной деятельности, но я думаю, что дело совсем в ином. Последние годы школьники настолько увлеклись компьютерными технологиями, что элементарное чтение параграфа или главы учебника, научно-популярных изданий само собой отошло на второй план. Да и сами учителя стали меньше уделять внимания работе с текстом учебника, ссылаясь на высокую плотность урока. Я считаю, что работа с учебными текстами должна проводиться систематически - это позволяет научить ребенка анализировать, обобщать, оценивать, обосновывать, выделять ключевые моменты, обмениваться мнениями о полученной информации, основам конспектирования, умению рациональному сокращению материала и сосредоточению на главном. Поэтому в своей педагогической деятельности работу с текстами учебника я выделяю как один из приоритетных методов формирования и развития информационно-коммуникативных умений и навыков учащихся.

Данный метод можно представить следующими этапами: подготовительный, основной и итоговый. Подготовительный этап позволяет определить цели чтения, вид чтения, способ переработки информации, уровень работы с текстом. А так же, выяснить смысл заголовков и с их помощью спрогнозировать содержание главы, параграфа или всей книги. На первых уроках учебного года, можно пролистать учебник, рассмотреть рисунки или чертежи, познакомиться с внешним видом заданий, оглавлений, т.е. совершить своеобразную обзорную экскурсию по книге. Основной этап состоит непосредственно в самом чтении рассматриваемого материала, во время которого рекомендуются постраничный анализ текста или деление его на смысловые части. В каждой части необходимо выбрать ключевые слова, фразы, словосочетания, которые помогут приблизить учащихся к основной мысли данного текста. Так же, возможен выбор незнакомых слов, терминов, понятий и выяснение их значений. Порою в учебных параграфах присутствуют слова-сигналы, обращающие внимание на то, что нужно запомнить. Сам процесс чтения можно проводить по-разному – про себя, вслух или по ролям. Чтение по ролям всегда воспринимается учениками с большим интересом, желанием и позволяет многим детям проявить свои артистические способности на уроках математики, что становится сложной задачей при использовании традиционных учебников. Поэтому в своей практике я применяю учебные пособия развивающего обучения серии «МПИ - проект» авторского коллектива под руководством Гельфман Э.Г., где наличие текста диалогового характера, сюжетной линии с элементами игровых ситуаций, различных форм предъявления учебной информации, позволяют мне вести урок на ином уровне. И, наконец, во время основного этапа работы над текстом каждый ученик может всегда сравнить собственную точку зрения на поставленный вопрос с прочитанным. А так же, подтвердить основные положения текста собственными примерами или использовать групповую работу по разбору обоснования (доказательства). Итоговый этап работы с текстом заключается в продукте, который может выдать ученик после прочтения параграфа, главы, статьи или всей книги. Данный продукт может быть представлен в виде составленного краткого плана текста или его конспекта; придуманных заданий, аналогичных тех, которые встретились в тексте; в пересказе содержания текста или его отрывка. Достаточно часто, я на своих уроках прошу детей составить контрольные вопросы (опросник) к прочитанному тексту и на последующих уроках сами ученики с удовольствием задают их своим одноклассникам, а так же, применяем этот опросник в виде опорного конспекта при повторении или обобщении изученного материала. Ко всему перечисленному можно еще добавить придумывание своих заголовков и написание рецензий к выбранному фрагменту текста. Очень интересным получается результат составления учащимися схем, рисунков, словарей, указателей и реклам, т.к. именно при данном виде деятельности в полной мере ребенок может реализовать свои творческие способности. А если все это вывести еще и на стадию компьютерных презентаций, где ученик может продемонстрировать свою работу публично, то можно с полной уверенностью говорить о его высоком уровне информационно-коммуникативной компетенции.

Безусловно, формирование и развитие любого рода компетенций – это большой и кропотливый труд, на который зачастую уходят годы. Но когда я наблюдаю, как растет активность моих учеников на уроках, повышается их интерес к учебной деятельности, улучшается математическая речь, чаще используется творческий подход к обобщению изученного материала, то понимаю – мои усилия были не напрасны.

Категория: ИКТ и здоровьесбережение | Добавил: Strelko (25.07.2016)
Просмотров: 1966 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Полезное
Сетевой город Методсовет Игры, ребусы, загадки Россия - без жестокости к детям!
Хостинг от uCoz // Татьяна Изместьева © 2012 - 2024