.
г. Северск
Главная » 2017 » Январь » 20 » Актуально: школьная усталость!
20:07
Актуально: школьная усталость!

Согласно санитарным нормам, разра­ботанным медиками НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подрост­ков, у пятиклассников при 5 учеб­ных днях должно быть не больше 28 уроков, у шестиклассников — 29, а при шестидневке — максимум 32. На подготовку домашних заданий детям 11-12 лет отводится 2,5-3 часа, а на сон — 10 часов в сутки.

На деле же учащиеся гимназий и лицеев это­го возраста отсиживают по 8 уроков в школе и примерно 4 часа проводят над тетрадками дома. При этом на сон у них остается меньше 8 часов. А ученики старших классов нередко занимаются по 16 часов, а спят всего по шесть. Неудивительно, что питомцы престижных школ в первую очередь становятся жертвами школьной усталости.

Впрочем, те ребята, у которых учебные нагрузки не столь высоки, тоже тяжело переживают третью четверть. Им не хватает сил для преодоления беско­нечной вереницы «рабочих» дней. Ситуация усугуб­ляется сбоем сезонных биоритмов организма. Это приводит к повышенной утомляемости, снижению ра­ботоспособности и ослаблению иммунитета. К тому же детям элементарно не хватает солнышка (его бо­дрящее действие на нервную систему трудно пере­оценить), да и дефицит витаминов дает о себе знать.

Стать энерджайзером

Чтобы школьники легче пережили этот трудный учебный период, врачи-гигиенисты разработали сле­дующие рекомендации.

Ребенок должен выпивать 2-2,5 л жидкости в день. В течение учебного дня большинство детей сидит на сухом пайке — перекусывают бу­тербродами, а запить еду достаточным количе­ством жидкости забывают. Для энергетического обмена это просто катастрофа, ведь без воды он осуществляться не может. Когда ее не хватает, на­рушается доставка к клеткам биологического то­плива — кислорода, организму не удается актив­но вымывать шлаки из тканей. Все это затрудняет выработку энергии и способствует упадку сил. Важно, что именно пить. Имейте в виду, стакан чая или сока — совсем не то же самое, что стакан воды! Полнее всего детский организм усваивает жидкость из минералки без газа и зеленого чая. Другие напитки обычно содержат сахар, кофеин, различные добав­ки, которые ухудшают усвоение жидкости. А за счет мочегонного эффекта они могут даже усилить жажду и обезвоживание. Например,250мл зеленого чая эк­вивалентны 230мл воды,250мл черного или травя­ного чая — 150 мл воды,250 мл сладкой газировки -150 мл воды.

Кофе лучше заменить на какао. Это толь­ко кажется, что кофеин, имеющийся в кофе, помогает взбодриться. Поначалу он дей­ствительно возбуждает нервные клетки, но почти сразу истощает их. Кофеин уча­щает дыхание, заставляет сердце ра­ботать в усиленном ритме, увеличивает нагрузку на почки, стимулирует из­быточную секрецию желудочного сока. Короче, заставляет организм работать буквально на из­нос. Зато горячее какао воздействует на нервную систему мягко благодаря содержащемуся в нем магнию и теобромину. Напиток быстро восста­навливает силы, снимает стресс, утоляет голод.

Детям необходимо много двигаться. Физи­ческие упражнения заряжают энергией. Ребятам 11 -15 лет положено за день преодолевать до семи километров — пешком, бегом, вприпрыжку. При­чем около трех из них — за ту часть дня, что они находятся в школе. Так что родительский коми­тет должен противодействовать любым попыт­кам администрации ввести на переменах чинное хождение вдоль стеночки — лучше пусть органи­зует подвижные игры в спортзале.

Научите ребенка вовремя отключаться. До­статочно просто закрыть глаза, чтобы головной мозг перешел в режим восстановления. Делая та­кие 3-5-минутные паузы по мере необходимости, школьник будет уставать значител ьно меньше. А японские ученые предлагают в качестве экс­тренной меры по борьбе с усталостью усаживать детей на 5-10 минут в позу «кучера на дрожках». Глаза закрыты, голова свешивается на грудь, пле­чи и руки опущены.

Не позволяйте сыну или дочери учить уроки и одновременно слушать плеер, смотреть те­левизор, беседовать с одноклассником по те­лефону. Попытка выполнять несколько дел одно­временно ведет к сильному информационному стрессу, истощающему нервную систему.

Обучите точечному массажу, возвращающему бодрость. Пусть ребенок зажмет мизинец пра­вой руки между большим и указательным паль­цами левой, а кончиком большого пальца сильно надавит и интенсивно разомнет среднюю часть мизинца. Полезно также разминать между поду­шечками большого и указательного пальцев моч­ки обоих ушей одновременно.

Воспользуйтесь тонизирующими запахами. Ароматерапия может помочь, если домашним за­даниям не видно конца, а ребенок плохо сообра­жает от усталости. Плотно закройте окна и две­ри, налейте немного воды в аромакурительницу, зажгите под ней специальную свечку, капните в воду несколько капель одного или 2-3 эфирных масел, вызывающих прилив сил. Подойдет мас­ло базилика, вербены, левзеи, гвоздики, иланга-иланга, имбиря, иссопа, корицы, ладана, мелиссы, мирта, можжевельника, мяты, нероли, туи, чабре­ца или шалфея. Первый сеанс — 10 минут. Далее увеливайте время до получаса.

Если в школе не введена специальная форма, одевайте ребенка поярче. Известно, что красно-оранжевые оттенки заряжают бодростью и опти­мизмом.

Есть ли у ребенка школьная усталость?

  1. Ученик выглядит вялым, апатичным?
  2. Стал хуже учиться, не может исправить не удовлетворяющие его оценки?
  3. Отказывается от завтрака перед школой?
  4. Потерял в весе?
  5. Часто жалуется на головную боль?
  6. С трудом засыпает вечером, несмотря на уста­лость, беспокойно спит?
  7. Пытается прикорнуть днем?
  8. Выглядит рассеянным, подолгу не может сосредоточиться на домашнем задании?
  9. Часто болеет?
  10. Хуже запоминает материал из учебника и стихотворения, которые надо знать наизусть?
  11. Быстро истощается, часто плачет или, напротив, делается чересчур активным, неуправляемым, агрессивным, грубит и огрызается?

От 1 до 3 баллов — легкая степень.

Школьная усталость еще только начинает ощущаться, так что поста­райтесь сразу же пресечь ее. Давайте ребенку поливитаминные комплек­сы, следите, чтобы он проводил 2-3 часа в день на свежем воздухе и хорошо высыпался. Чувствуете, что силы у школьника на исходе? Устройте ему по возможности выход­ной среди недели, пусть он проведет его за городом.

От 4 до 6 баллов — средняя степень.

Оставьте ребенка дома на 3 дня — ему необходима передышка! Давайте для бодрости свежевыжатый апельсино­вый сок, зеленый чай и настой ши­повника. Готовьте утром каши (они энергоемки) и обязательно предла­гайте фрукты — одно яблоко, банан, два мандарина. Соблюдение режима питания в целом способствует син­хронизации биоритмов.

От 7 до 10 баллов — тяжелая степень.

Покажите ребенка педиатру и дет­скому неврологу! Если не оказать ему помощь сейчас, синдром «третьей четверти» может послужить толчком для формирования невротических реакций, гастрита, дискинезии желчевыводящих путей, дистонии и дру­гих заболеваний, а также привести к обострению уже существующих патологий.

 

материал предоставлен сайтом Здоровье школьника.

Просмотров: 517 | Добавил: t-izm | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Полезное
Сетевой город Методсовет Журнал «Здоровье Школьника» Игры, ребусы, загадки Россия - без жестокости к детям!
Хостинг от uCoz // Татьяна Изместьева © 2012 - 2019